Московская епархия, Чеховское Благочиние основан в 1677 году

Молебны, требы

Порядок подачи молебнов и треб.

У каждого человека на жизненном пути нередко, а то и ежедневно, возникают случаи, когда ему требуется Божья помощь. В таких случаях православный человек обращается к Богу с молитвой, к священнику с требой или пишет записку на молебен.

Треба – это богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств – крещение (вставить ссылку на статью о Таинстве Крещения), миропомазание, венчание (вставить ссылку на статью о Венчании), исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома, машины, колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином).

Молебен – это богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или какого-либо святого. Совершается по просьбе верующих (частный молебен) или в дни храмовых праздников, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д. (общий молебен). Общие молебны совершаются в храме обычно после литургии.

Каждый православный христианин знает, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (всех живых, а особенно усопших) — это помянуть их на Церковном Богослужении. Но важно помнить: в храме нельзя поминать самоубийц!

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина. Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Рекомендации для желающего подать записку о живых:

• Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

• Вписывая имена, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.

• Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.

• Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?"). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха Кирилла, далее отца-настоятеля прихода, священнослужителей, заботящихся и приносящих Господу молитвы и жертвы за врученную им паству. Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" ( 1 Тим. 5,8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

• Все имена должны быть даны в церковном написании, например: Георгия, а не Юрия, и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли),

• В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

• Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец , например: младенца Иоанна.

• Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках - "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего".

• Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно

На литургии можно подать записки:

• На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в потир со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа ) с молитвой о прощении грехов поминаемых. Таким образом, душа человека, за которого приносится на престоле эта очистительная жертва, получает благодать и освящение.

• На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

• На ектению - поминовение во всеуслышание. Это особое прошение за человека во время Божественной литургии, которое произносится священником вслух перед престолом Божиим. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Обычно такое поминовение заказывают за болящих, путешествующих, в других жизненных обстоятельствах, а также за усопших.

• Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Все правила, перечисленные в рекомендациях к запискам о живых, абсолютно применимы и при подаче записок об усопших.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания.

Панихида - (греч. всенощный) - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см. требы) и в установленные дни всей церковью - на радоницу и родительские субботы.

Отпевание - богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век" (Ин. 11, 26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них. Заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые родительскими субботами.

Особый вид молитвенного поминовения по только что усопшим (новопреставленным) – это сорокоуст. Ежедневно в течение сорока дней на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка. Сорокоуст читают за упокой души только одного человека и ни в коем случае не за нескольких.

Сорокоусты так же заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

О пожертвованиях за совершение треб.

В храме люди не платят за записки, за молебны или панихиды, а жертвуют, причем жертва может быть и в денежном выражении, и в виде приношений (продукты, ткани, стройматериалы и т.п.).

Многие люди, приглашая священника для совершения частного богослужения, задают вопрос: «А сколько будет стоить?». Людей этих понять можно, и нельзя их ругать за то, что они, сами того не осознавая, ставят священника в неловкое положение. Дорогие прихожане, запомните, что священник не работает по найму, а служит. Служит же он Богу, а Богу не платят, а жертвуют. Священник же питается долей от этой жертвы. Об этом сказано в писании: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:13-14).

А размер жертвы каждый определяет сам. В качестве совета и поучения приведем замечательные слова Святого Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца. Не с огорчениенм и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:6-11)

Важность пожертвования измеряется не количеством поданного, а расположением подающего. Пожертвоание состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью.

Спешите делать добро! Помните о том, что жизнь земная кратковременна, и каждый день нашей жизни может быть последним. «Те, кто строит храмы, входит в историю – не только человеческую. Их имена особо записываются в Книге жизни. Верим, что многие грехи людям прощаются за такое святое дело!» - сказал Патриарх Кирилл.