Московская епархия, Чеховское Благочиние основан в 1677 году

Что нужно знать о венчании?

Брак между мужчиной и женщиной сравним с браком между Христом и Его Церковью, ведь любовь имеет очень глубокое, жертвенное измерение. «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:20-33). По слову св.Иоанна Златоуста, от супружества зависит не только временное счастье, но даже вечное спасение.

Если два верующих человека решили сочетаться законным браком, то это ещё не значит, что они внутренне готовы и созрели для заключения брака церковного. Прежде, чем принять это серьёзное решение, жених и невеста должны совершенно ясно осознавать и чувствовать абсолютное духовное родство и единство друг с другом и с Богом. Это осознание должно быть у обоих брачующихся; только в этом случае Таинство Венчания будет являться не приложением к заключению брака в ЗАГСе, не пустой данью моде, а истинным процессом познания Христа супругами. Потому что для христианина брак, семья – это не просто ячейка общества, и тем более не институт законного пользования друг другом. Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет. Только когда оба супруга понимают всю меру духовной ответственности друг перед другом и перед Богом, постигают это всем своим существом, тогда и решение о браке церковном можно считать обдуманным и зрелым. Церковь не благословит брак, если один или оба брачующихся пришли в Храм по настоянию ближних, либо ради соблюдения традиции. Не существует Церковного развода, невозможно «развенчать» супругов. “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19:6).

Если же супругов волнует вопрос о греховности невенчанного брака, то, ссылаясь на определение, принятое Синодом, можно ответить, что Православная Церковь с уважением относится к браку, заключенному в ЗАГСе, и не считает его грехом. Бог даст, и Ваша семья придет к осознанию необходимости освящения брачного союза молитвами Церкви.

Что такое Венчание?

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Единодушие в церковном понимании- очень ёмкий термин, он включает в себя и взаимное доверие, и единство взглядов, и единство жизненных приоритетов, и единение в духовной жизни через Церковные таинства. Венчание сопровождается особыми молитвословиями, одеванием колец, возложением венков, испитием общей чаши, которые составляют чинопоследование венчания.

Существуют ли запреты и препятствия для совершения Таинства Венчания?

Не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака, поскольку между гражданским законодательством и церковными канонами имеются значительные различия. Запреты и препятствия для заключения церковного брака существуют!

Нельзя венчаться, если:

• брак не заключен в ЗАГСе. Такие отношения между мужчиной и женщиной являются блудным сожительством;

• супруги являются некрещенными;

• хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм);

• решение вступить в брак является не взаимным и не согласованным, а по принуждению как по физическому, так и по нравственному;

• у оного или обоих супругов более трёх брачных союзов;

• один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом;

• брачующиеся являются кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой), либо свойственниками. Свойственниками являются тесть, зять, свекровь, невестка, отчим, падчерица, шурин;

• брачующийся ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан;

Специальное разрешение на церковный брак высшего церковного начальства – архиерея, требуется, если:

• предстоит брак между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка;

• у жениха и невесты большая разница в возрасте;

• один из супругов является католиком или протестантом, и между супругами достигнуто согласие на воспитание детей в православном духе.

Кроме того, если жених или невеста вступают во второй или третий брак, препятствием может являться виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй или третий брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В какие дни можно венчаться?

Таинство Венчания не совершается:

• в дни многодневных постов: в Великий Пост, в Рождественский пост, в Петров пост, в Успенский;

• накануне постных дней: среда и пятница;

• накануне дней, которые наполнены особым литургическим богослужебным содержанием: дни Масленицы, Светлой Седмицы, то есть неделя после Пасхи, Святок;

• в дни, предшествующие великим двунадесятым церковным праздникам, перед воскресным днем.

Как правильно подготовиться к венчанию?

Чтобы Таинство Венчания не оказалось для будущих супругов пустой красивой оболочкой, к нему нужно тщательно подготовится.

Предстоящее Венчание – это важный повод для будущих супругов задуматься о прошедшей и предстоящей жизни: что было сделано неправильно и чего хотелось бы избежать в будущем, в браке? Хорошо бы будущим супругам почитать церковную литературу о православном понимании брака, чтобы понять и определить для себя: готовы ли они взять на себя всю ответственность друг за друга, за совместное существование? Разделяют ли они евангельские ценности и понимают ли то, о чём будет молиться над ними священник? Готовы ли они к ежедневному тяжелому труду, труду любви, при помощи которого день за днем, по кирпичику, нужно выстраивать христианскую семью? Именно любовью к ближнему проверяется и подтверждается подлинность любви к Богу.

Непременным условием подготовки будущих супругов к Таинству Венчания является собеседование, на котором священник более подробно ответит на интересующие их вопросы, поможет понять истины, оставшиеся для них не раскрытыми.

Замечательно будет предварительно приступить к Таинству Исповеди, в котором принести покаяние перед Богом во всех своих прошлых грехах и ошибках, которые могут оказать отрицательное воздействие на будущий брак. Далее нужно приступить к Таинству Причащения, где в Таинстве Тела и Крови Христовой мы получаем глубочайшее единство друг с другом и с Богом.

В день Венчания придите в Церковь немного раньше назначенного времени, чтобы, не спеша, купить свечи и приложиться к иконам. Не забудьте надеть нательный крестик. Отключите мобильный телефон.

Нужно очень внимательно отнестись к своему внешнему виду, особенно невесте: платье должно быть светлых оттенков и закрывать грудь, руки, ноги. Голова невесты обязательно должна быть покрыта. Макияж не должен быть броским, а на губах не должно быть помады.

Что покупать к венчанию?

• венчальные иконы (Божией Матери и Спасителя) – приносятся в церковь заранее для освящения;

• пару венчальных свечей;

• платочки для свечей;

• нарядное белое полотенце (плат);

• венчальные кольца. Их нужно отдать священнику заранее, чтобы он смог провести обряд

Как происходит Венчание?

Жених и невеста держат в руках венчальные зажженные свечи, которые не гасятся на протяжении всего времени Венчания. Эти свечи являются символом света и чистоты брака. Свечу нужно держать в левой руке, правая должна быть свободна, чтобы креститься. Священник совершает крестовидное каждение новобрачных, призывая на них благодать Святого Духа. Каждение – это высшая почесть, возданная человеку. Каждение напоминает нам, что мы - образ Божий, что наша жизненная задача — уподобиться своему Творцу.

Возносятся молитвы к Богу и Пресвятой Богородице за мир, любовь и помощь для брачующихся, за их спасение. Жених и невеста надевают друг другу кольца и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Крест – знак любви Христовой. Плат, или белая ткань – это чистота и целомудрие, единство и радость брака. Равно, как и ко Господу, чувства и дела брачующихся должны быть безупречны по отношению друг ко другу.

Затем смолкают церковные песнопения, жених и невеста произносят брачные обеты, без которых их нельзя будет назвать мужем и женой. Начинается Таинство Венчания! Возносятся молитвы Богу о благословлении и милости для всех молящихся и для будущей семьи, после чего наступает важный и трепетный момент, когда священник возлагает на головы брачующихся венцы — знамение царской власти, воздающие жениху и невесте особую честь за духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака и напоминающие о единстве восходящих в Царство Божие. Венцы принимают и держат свидетели, которые так же должны быть православными.

Таинство свершилось! Читается Евангелие, и Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных. Новобрачные испивают вина из общей чаши, символизирующей единство и общность супругов. Все теперь общее: и радости, и печали, и жизнь во Христе

Затем, соединив правые руки в знак единения во Христе, супруги трижды обходят вокруг аналоя. Круг во все времена служил знаком вечности, и тот совместный путь, который начали супруги, не должен завершиться никогда.

Завершается Венчание снятием венцов и заключительными благословениями. Теперь нужно стремиться к достижению иных венцов, нетленных. Церковь благословляет мужа иконой Спасителя. Икона эта вручается ему, чтобы напоминать: семья — малая церковь, здесь невидимо присутствует Христос; видимым же Его образом для жены должен быть муж, для детей — отец. Жене вручается икона Богородицы, чтобы она подражала Ее чистоте, смирению, кротости и любви, светила этими добродетелями мужу, являла пример детям.

Венчание – таинственный момент рождения малой Церкви. Торжество Божественной Любви в нашем грешном мире. Этот великий Дар нужно хранить и преумножать в каждый момент нашей жизни. В болезни и здравии, в счастье и несчастии, в юности и старости нужно быть готовым жертвовать своими силами, здоровьем, душевным комфортом и в конечном итоге самим собой. Путь этот весьма не прост, но это путь ко спасению.

"Царство Божие уже пришло там, где двое - уже не двое, а одно... " Антоний Сурожский.